
«Недвижимость на юге Франции, яхты, шампанское на борту собственного самолета? Что вы!» – восклицает Александр Лебедев, председатель совета директоров Национальной резервной корпорации. По его словам, расхожее мнение о том, что олигархи сорят деньгами, – большое заблуждение. Напротив, как любят говорить англичане, богатые люди потому и богатые, что они ни за что не платят. Этому правилу теперь следуют и отечественные бизнесмены: многие из них превратились едва ли не в Плюшкиных, а времена малиновых пиджаков и пудовых золотых цепей канули в Лету. Нет, дырявые кафтаны они, конечно, не носят и прошлогодних куличей не едят, зато сдают стеклянные бутылки, меняют сезонную резину на авто и ходят в супермаркеты со своими пакетами. А все благодаря тому, что они лучше других знают цену деньгам.
Кусок в горле
«1 тыс. рублей за килограмм! Безумие!» – один бизнесмен с возмущением показывает другому снимок магазинных помидоров в своем телефоне. Это не начало анекдота, а случай из жизни: вооруженные дорогими гаджетами предприниматели не только обращают внимание на цены, но и фотографируют переоцененные, по их мнению, товары. Казалось бы, чем богаче человек, тем больше у него возможностей и тем значительнее траты. Однако на практике все с точностью до наоборот. Люди с достатком больше задумываются о стоимости вещей и лучше понимают происхождение цены. «Тот, кто заработал состояние сам, всегда экономит и всегда делает это лучше, чем малообеспеченный человек, – уверен один из основателей ГК «Виктория» Николай Власенко. – Во-первых, он профессионал в ценообразовании, во-вторых, знает, что стоит за товаром, как и где купить его дешевле». Как это ни парадоксально, но малообеспеченные люди в принципе тратят больше, чем богатые, потому что покупают дешевые вещи, рассуждает директор Института глобализации и социальных движений Борис Кагарлицкий. Логика проста: чем дешевле товары, тем чаще они ломаются, рвутся и выходят из строя.
«Я люблю в «Кофемании» горячие блюда, они вкусные, – рассказывает владелец одной из столичных розничных сетей. – Но никогда не куплю там бутылку воды, поскольку это нерационально». Собеседник журнала «РБК» объясняет, что пол-литра простой воды не может стоить 400 рублей. А вот цена 800–900 рублей за порцию вкусно приготовленных мяса или рыбы, по его мнению, пусть и с натяжкой, но оправданна: в ней заложены себестоимость продукта и работа повара.
Быстро прикинуть соотношение «цена – качество» перед тем, как сделать выбор, – полезный навык, без которого не получится скопить миллионы. Такой же логики придерживается и сын президента ФК «Открытие» Бориса Минца Александр: «Сахар – он везде сахар, поэтому за ним я могу зайти и в «Пятерочку», и в «Ашан». Зачем переплачивать за вывеску «Азбуки вкуса»?» Хотя это мнение разделяют не все. Например, совладелец онлайн-магазина Enter Сергей Румянцев еще грешит легкой несдержанностью в тратах. И походы в ту же «Азбуку вкуса» он объясняет философией: «Минуты, проведенные в магазине, – тоже минуты моей жизни. И я хочу проводить их приятно. Чтобы вокруг было чисто, персонал разговаривал по-русски, а продукты красиво упаковывали». Правда, среди опрошенных «РБК» бизнесменов г-н Румянцев скорее исключение. Большинство все-таки не готовы переплачивать за красивую упаковку.
А некоторые и вовсе доходят до скряжничества. «Еда должна быть в первую очередь правильной, – рассуждает Александр Лебедев. – А это не всегда денежный фактор. Я, например, очень люблю гречку, но только правильно сваренную и с хорошим маслом». Правда, само масло - уже «денежный фактор». Кедровое, холодного отжима – то самое, которое предпочитает олигарх, купить в Москве можно, но дорого. «Я вот вообще люблю рынки», – подхватывает владелец завода «Абрау-Дюрсо» Борис Титов. Бизнесмен не прочь поторговаться и, если есть возможность, ездит за продуктами за город.
Деньги - это энергия
Бизнесмены шутят: не наладить ли сбыт дорогих бесполезных подарков, например, разного рода сабель, коллекционных ножей или монет? И дело не в том, что они часто получают в дар непрактичные вещи, а в том, что, с точки зрения хорошего бизнесмена, деньги не должны лежать мертвым грузом. Общее мнение предпринимателей таково: деньги – это такой же ресурс, как время или мозги. С их помощью можно создавать что-то новое, ускорять все процессы и двигать мир вперед. Это энергия. Именно поэтому их нельзя превращать в неликвидные активы, которые потом не удастся конвертировать обратно в деньги. «К любой покупке можно подходить как к расходам, а можно – как к инвестиции», – говорит Александр Минц. По его словам, большая разница – купить блестящую дорогую машину, которая потеряет 40% своей стоимости сразу после выезда из автосалона, или приобрести недорогой микроавтобус, оборудовать его ноутбуком, Интернетом и, стоя в пробках, продолжать зарабатывать деньги. Именно так поступил Борис Титов, разъезжающий на микроавтобусе Chrysler. Помимо денег сэкономить получилось более ценный ресурс – время. По той же причине основатель сайта HeadHunter.ru Аркадий Сандлер с весны до осени предпочитает передвигаться по Москве на мотоцикле – так быстрее.
Столь же практично олигархи подходят и к покупке жилья. Александр Лебедев с ходу заявил журналу «РБК», что он «экономит на недвижимости на юге Франции», то есть попросту ее не покупает. Многие предприниматели рассматривают приобретение жилья именно с точки зрения ликвидности: можно ли будет в случае необходимости быстро продать или сдать в аренду. То же самое с ювелирными изделиями: для состоятельных людей это не роскошь, не подарок, не шик, а просто еще один способ хранить деньги. «Украшения я почти не покупаю, но если бы встал такой вопрос, выбрал бы изделие с крупным бриллиантом», – рассуждает Александр Минц.
Кусок в горле
«1 тыс. рублей за килограмм! Безумие!» – один бизнесмен с возмущением показывает другому снимок магазинных помидоров в своем телефоне. Это не начало анекдота, а случай из жизни: вооруженные дорогими гаджетами предприниматели не только обращают внимание на цены, но и фотографируют переоцененные, по их мнению, товары. Казалось бы, чем богаче человек, тем больше у него возможностей и тем значительнее траты. Однако на практике все с точностью до наоборот. Люди с достатком больше задумываются о стоимости вещей и лучше понимают происхождение цены. «Тот, кто заработал состояние сам, всегда экономит и всегда делает это лучше, чем малообеспеченный человек, – уверен один из основателей ГК «Виктория» Николай Власенко. – Во-первых, он профессионал в ценообразовании, во-вторых, знает, что стоит за товаром, как и где купить его дешевле». Как это ни парадоксально, но малообеспеченные люди в принципе тратят больше, чем богатые, потому что покупают дешевые вещи, рассуждает директор Института глобализации и социальных движений Борис Кагарлицкий. Логика проста: чем дешевле товары, тем чаще они ломаются, рвутся и выходят из строя.
«Я люблю в «Кофемании» горячие блюда, они вкусные, – рассказывает владелец одной из столичных розничных сетей. – Но никогда не куплю там бутылку воды, поскольку это нерационально». Собеседник журнала «РБК» объясняет, что пол-литра простой воды не может стоить 400 рублей. А вот цена 800–900 рублей за порцию вкусно приготовленных мяса или рыбы, по его мнению, пусть и с натяжкой, но оправданна: в ней заложены себестоимость продукта и работа повара.
Быстро прикинуть соотношение «цена – качество» перед тем, как сделать выбор, – полезный навык, без которого не получится скопить миллионы. Такой же логики придерживается и сын президента ФК «Открытие» Бориса Минца Александр: «Сахар – он везде сахар, поэтому за ним я могу зайти и в «Пятерочку», и в «Ашан». Зачем переплачивать за вывеску «Азбуки вкуса»?» Хотя это мнение разделяют не все. Например, совладелец онлайн-магазина Enter Сергей Румянцев еще грешит легкой несдержанностью в тратах. И походы в ту же «Азбуку вкуса» он объясняет философией: «Минуты, проведенные в магазине, – тоже минуты моей жизни. И я хочу проводить их приятно. Чтобы вокруг было чисто, персонал разговаривал по-русски, а продукты красиво упаковывали». Правда, среди опрошенных «РБК» бизнесменов г-н Румянцев скорее исключение. Большинство все-таки не готовы переплачивать за красивую упаковку.
А некоторые и вовсе доходят до скряжничества. «Еда должна быть в первую очередь правильной, – рассуждает Александр Лебедев. – А это не всегда денежный фактор. Я, например, очень люблю гречку, но только правильно сваренную и с хорошим маслом». Правда, само масло - уже «денежный фактор». Кедровое, холодного отжима – то самое, которое предпочитает олигарх, купить в Москве можно, но дорого. «Я вот вообще люблю рынки», – подхватывает владелец завода «Абрау-Дюрсо» Борис Титов. Бизнесмен не прочь поторговаться и, если есть возможность, ездит за продуктами за город.
Деньги - это энергия
Бизнесмены шутят: не наладить ли сбыт дорогих бесполезных подарков, например, разного рода сабель, коллекционных ножей или монет? И дело не в том, что они часто получают в дар непрактичные вещи, а в том, что, с точки зрения хорошего бизнесмена, деньги не должны лежать мертвым грузом. Общее мнение предпринимателей таково: деньги – это такой же ресурс, как время или мозги. С их помощью можно создавать что-то новое, ускорять все процессы и двигать мир вперед. Это энергия. Именно поэтому их нельзя превращать в неликвидные активы, которые потом не удастся конвертировать обратно в деньги. «К любой покупке можно подходить как к расходам, а можно – как к инвестиции», – говорит Александр Минц. По его словам, большая разница – купить блестящую дорогую машину, которая потеряет 40% своей стоимости сразу после выезда из автосалона, или приобрести недорогой микроавтобус, оборудовать его ноутбуком, Интернетом и, стоя в пробках, продолжать зарабатывать деньги. Именно так поступил Борис Титов, разъезжающий на микроавтобусе Chrysler. Помимо денег сэкономить получилось более ценный ресурс – время. По той же причине основатель сайта HeadHunter.ru Аркадий Сандлер с весны до осени предпочитает передвигаться по Москве на мотоцикле – так быстрее.
Столь же практично олигархи подходят и к покупке жилья. Александр Лебедев с ходу заявил журналу «РБК», что он «экономит на недвижимости на юге Франции», то есть попросту ее не покупает. Многие предприниматели рассматривают приобретение жилья именно с точки зрения ликвидности: можно ли будет в случае необходимости быстро продать или сдать в аренду. То же самое с ювелирными изделиями: для состоятельных людей это не роскошь, не подарок, не шик, а просто еще один способ хранить деньги. «Украшения я почти не покупаю, но если бы встал такой вопрос, выбрал бы изделие с крупным бриллиантом», – рассуждает Александр Минц.
По мелочам
Похоже, бережливость – профессиональная черта любого предпринимателя вне зависимости от масштабов его бизнеса. Более десятка опрошенных журналом «РБК» состоятельных людей в один голос твердят, что маниакально экономят на самых неожиданных вещах. «Я не выбрасываю даже стеклянные бутылки, а сдаю их, – говорит сооснователь сервиса знакомств Flirtic.com Андрес Суси. – Недавно на вырученные деньги сводил детей в луна-парк, а себе купил на кухню электронный горшок для выращивания помидоров». Член совета директоров ООО «Бентус Лаборатории» Рубен Симонян, переехавший в Калифорнию, рассказал, что ходит в супермаркеты со своей авоськой: от пластиковых сумок в его городе отказались, а ежедневное приобретение одноразовых бумажных пакетов сильно отражалось на сумме в чеке. Чемпион мира по боксу Костя Цзю, живущий в Австралии, не ездит на автомойку, где помыть машину стоит 30 долларов: он платит за это сыновьям, которые с удовольствием оказывают ему такую услугу с 50-процентным дисконтом.
Если предприниматели понимают, что переплачивают, то выжмут из продавца все соки. «Как-то я внес деньги за номер в дорогом отеле в Барселоне, а потом заболел и не смог прилететь, – вспоминает Сергей Румянцев. – Я заставил менеджера перенести броню на те даты, когда мне в следующий раз придется приехать, хотя это и не в правилах отеля». Интересно, что бизнесмены, олигархи и просто богатые люди экономят «со смаком» и с удовольствием рассказывают, сколько, на чем и как. Не столь обеспеченные, напротив, зачастую стесняются демонстрировать свою бережливость, пытаясь произвести впечатление на окружающих. Известно, что около 30% продаж товаров роскоши в России приходится на тех, чей доход – не более 100–150 тыс. рублей в месяц. Купить брендовую сумку и дорогой телефон для этих людей – вопрос чести. «У не очень обеспеченных людей деньги выполняют одну самую примитивную функцию – платежную, они конвертируют деньги только в товары, – рассуждает Борис Кагарлицкий. – Богатые же превращают деньги, например, во власть или влияние, но главное – сохраняют и приумножают капитал».
Источник: ООО «БизнесПресс» - magazine.rbc.ru
Вам будет интересно: Денежно-кредитная политика Центрального банка
Банки России с наиболее высокими процентами по депозитам
Комментариев нет:
Отправить комментарий